Отчет о результатах проверки деятельности образовательных учреждений и организаций Томской области, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств

Отчет о результатах проверки деятельности образовательных учреждений и организаций Томской области, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств

 

 

 

1. Основание для проведения плановой выездной (инспекционной) проверки:

-план-график проверок на 2009 год, утвержденный приказом Комитета от 22.07.2009 № 123;

-приказ Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области (далее - Комитет) от 18.08.2009 г. № 155 .

2. Цель и задачи плановой выездной (инспекционной) проверки:

Цель плановой выездной (инспекционной) проверки:

обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации в области образования в части соблюдения образовательными учреждениями и организациями, реализующими программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности, выполнения образовательных программ и качества подготовки водителей.

Задачи плановой выездной (инспекционной) проверки:

•  А нализ соблюдения образовательными учреждениями и организациями, реализующими программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности, выполнения образовательных программ и качества подготовки водителей.

•  Выявление нарушений в деятельности образовательных учреждений и организаций, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, в части соблюдения лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности, выполнения образовательных программ и качества подготовки водителей.

•  Подготовка предложений по принятию мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленного на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в части соблюдения лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности, выполнения образовательных программ и качества подготовки водителей .

3.Проверенные образовательные учреждения:

НОУ «Учебно-курсовой комбинат» (г. Томск, пр. Кирова, 5);

НОУ «Клаксон» (г. Томск, ул. Ф. Мюнниха 11-260);

НОУ «Клаксон»- 1 (г. Колпашево, ул. Победы, 118, строение 112);

СТК РОСТО Колпашевского района (г. Колпашево, ул. Челюскина, 17);

ЧОУ «Сигнал» (г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Путевая 86-2);

СТК Томского района (г. Томск, с. Тимирязево, ул. Старотрактовая, 5);

НОУ УКК «Центральные курсы подготовки водителей» (г. Томск, ул. Красноармейская 99-510);

ЧОУ «За рулем» (г. Томск, пр. Ленина 104-431);

ЧОУ «Автосити» (г. Томск, ул. Белинского 86-7);

АНО НПО «Мастер-класс» (г. Томск, ул. Учебная 8-252);

АНО «Автокласс» (г. Томск, пр. Кирова 54/1);

АНО Автошкола Политехник (г. Томск, ул. Усова 21/2);

НОУ «УниверАВТО» (г. Томск, ул. Гагарина, 9);

НОУ «Автошкола РОСТО Северного округа» (г. Томск, ул. К. Маркса, 39);

НОУ «Вираж» (г. Томск, п. Лоскутово, ул. Ленина 27 а);

НОУ «Автокурсы» (Томский район, с. Богашево, ул. Новостройка 20-17);

ГОУ НиДПО УЦ «Лесотехшкола» (г. Томск, пр. Ленина, 225);

НОУ ОЦ «Альфатех» (г. Томск, пер. Макушина, 7б);

НОУ НиДПО «Автотех»(г. Томск, пл. Соляная, 3);

Автошкола РОСТО (г. Томск, Иркутский тракт, 15/А);

СТК Южного округа (г. Томск, пер. Плеханова, 7);

Автошкола «Штурвал» (г. Томск. Пр. Мира 52);

МОУ Березовская СОШ (Первомайский район с. Березовка);

МОУ Первомайская СОШ (с. Первомайское, ул. Советская, 30);

МОУ ДОД СЮТ Асино (г. Асино, ул. Партизанская, 47);

НОУ НПДО Асиновский СТК (г. Асино, ул. Советская, 43);

МОУ Кожевниковская СОШ № 1 (с. Кожевниково, ул. Гагарина, 9)

НОУ НПДО СТК Кожевниковского района (с. Кожевниково, ул. Гагарина, 30);

ТЭПЛ – 11 (г. Томск, ул. Герцена, 18);

Зырянская автошкола РОСТО (Зырянский р-н, с. Зырянское, ул. Калинина, 90);

СТК РОСТО Верхнекетского района Автошкола (Верхнекетский р-нп. Белый яр, ул. Гагарина, 57);

Автошкола Некоммерческая организация негосударственное образовательное учреждение "Магистраль"(г. Северск, проспект Коммунистический 153-84);

Автономная некоммерческая организация "Северская автошкола" (г. Северск, ул. Пионерская 14-39).

4. Проверяемый период деятельности: пять лет

5. В ходе проведения плановой выездной (инспекционной) проверки проведены следующие контрольно-надзорные мероприятия и действия:

- специалисты Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области совместно со специалистами ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф», Управления начального профессионального образования Томской области, государственного автодорожного надзора по Томской области, сотрудниками ГИБДД УВД по Томской области направлены на проверку в образовательные учреждения , реализующие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств , расположенные на территории Томской области;

-изучены учредительные, правоустанавливающие и другие документы образовательных учреждений и организаций, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

6. Методы проверки:

- экспертиза представленных документов на предмет соответствия установленным требованиям законодательства Российской Федерации;

- собеседование с руководителями образовательных учреждений.

7. В ходе проведения плановой выездной (инспекционной) проверки проверено:

I. Учредительные и правоустанавливающие документы:

1. Устав, локальные акты учреждения

2. Лицензия

3.Документы, устанавливающие право на владение, пользование зданиями, помещениями, земельным участком

4.Документы, устанавливающие право на владение, пользование имуществом, оборудованием (учебные, транспортные средства)

II. Материальная база учреждения

5.Техническое оснащение учреждения (компьютер, средства отображения информации - проектор, экран, монитор, ТВ с соответствующим программным обеспечением).

6. Учебные транспортные средства.

7. Площадки для первоначального обучения вождению (автодромы).

III . Учебно-программная и методическая документация учреждения.

8. Примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.

9. Рабочие программы подготовки и переподготовки водителей, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

10. Методические рекомендации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

11. Методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

12.Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

13. Перечень учебной литературы.

14.Годовой календарный график учреждения

15. Учебный план

16. Тематическое планирование по предметам.

17. Расписание учебных занятий, в том числе графики вождения.

18.Учетная документация (учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем).

IV .Кадровое обеспечение образовательного процесса

19. Штатное расписание.

20. Должностные инструкции сотрудников.

21. Личные дела работников, в том числе трудовые книжки работников

22. Трудовые договоры с сотрудниками

23.Правила внутреннего трудового распорядка учреждения.

V .Регламентация и оформление отношений учреждения с обучающимися

24.Договоры с обучающимися на оказание платных образовательных услуг.

VI . Управление образовательным учреждением

25.План работы учреждения.

26. График внутреннего контроля качества обучения

27. Анализ работы учреждения.

VII . Номенклатура дел учреждения

28. Делопроизводство учреждения.

8. По результатам проведения плановой выездной (инспекционной) проверки установлено.

В процессе плановой выездной (инспекционной) проверки по соблюдению образовательными учреждениями и организациями, реализующими программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности, выполнения образовательных программ и качества подготовки водителей проверено 33 образовательных учреждений. Действующее законодательство во всех проверенных образовательных учреждениях, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, выполняется с нарушениями.

Выявлены типичные нарушения в деятельности образовательных учреждений, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

Во всех проверенных организациях Уставы не соответствует требованиям, предъявляемым к разработке и содержанию данного учредительного документа, определяющего порядок деятельности образовательных учреждений.

Наиболее типичные нарушения при разработке уставов: не определена продолжительность обучения при освоении заявленных образовательных программ; формы и порядок проведения промежуточной аттестации; правила приема в образовательное учреждение; язык, на котором ведется обучение; структура, порядок формирования органов управления образовательным учреждением, их компетенция и порядок организации; порядок и основания отчисления обучающихся; система оценивания; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся; не определена компетенция учредителя; порядок комплектования кадрами образовательного учреждения и условия оплаты их труда; права и обязанности обучающихся, педагогических кадров и меры по их социальной защите; порядок предоставления платных образовательных услуг и т.д.

Кроме того, ряд проверенных организаций не представил полный перечень локальных актов к Уставу, регламентирующих различные вопросы образовательной деятельности учреждения, не урегулированные уставом.

В 16 % от общего количества проверенных организаций не разработан годовой календарный график.

В 26% от общего количества проверенных организаций не созданы условия в части наличия в их собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям.

В 33 % от общего количества проверенных организаций не созданы условия по обеспечению образовательного процесса учебно-методической документацией, предусмотренной пунктами 6, 6.1 и 8 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании", и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям.

В 43% от общего количества проверенных организаций выявлены нарушения в части кадрового обеспечения реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности. Работа с кадрами в образовательных учреждениях, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей, не отвечает установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям.

Преподаватели теоретических дисциплин не проходят курсы повышения квалификации; в ряде учреждений в личных делах сотрудников отсутствуют документы об уровне образования мастеров производственного обучения и преподавателей теоретических дисциплин.

Кроме того, оформление личных дел сотрудников учреждений, трудовых книжек, договоров с сотрудниками образовательных учреждений не соответствуют установленным требованиям и нарушают права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки; документационное обеспечение учреждения необходимо привести в соответствие с требованиями по оформлению такого рода документов.

В 46% от общего количества проверенных организаций выявлены нарушения в организации образовательного процесса, а также нарушения прав участников образовательного процесса, в том числе в части выполнения требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности.

Так, часть проверенных организаций не представили график (расписание) учебных занятий; количество учебных часов, указанных в договоре, не соответствует количеству часов учебного плана; нарушается процесс обучения в части продолжительности аудиторных занятий; не выполняются в полном объеме программы вождения; не разработаны рабочие образовательные программы, графики обучения вождению, расписание занятий, не ведутся журналы учета занятий и учета вождения автомобиля обучающимися и др.

Во всех проверенных организациях не сформирован оптимальный комплект наглядных пособий по медицинской подготовке и оборудования для обучения приемам оказания первой помощи.

Программы подготовки водителей в части освоения перечня обязательных практических навыков и умений по оказанию медицинской помощи выполняются не в полном объеме.

В 60 % от общего количества проверенных организаций нарушаются права потребителей в части их информационного обеспечения.

В 70 % от общего количества проверенных организаций договоры на оказание платных образовательных услуг оформлены с нарушениями в части определения уровня образования, сроков обучения, размера платы за обучение, гарантий и ответственности образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения,

В 100% проверенных организаций слабо поставлено управление образовательным учреждением. В организациях не осуществляется сбор информации, которая бы отражала достаточно полно и объективно состояние развития учреждения, конечные результаты организованного процесса, факторы и условия успешного достижения результатов в учреждении; не представлен анализ работы, отражающий фактическое состояние и результаты образования, содержащий описание факторов, влияющих на это состояние, результаты и качество, вскрывающих причины их появления; не проводится контроль за процессом обучения, результатами обученности обучающихся, отсутствует план, который являлся бы по форме и содержанию обоснованным, полным, конкретным и реальным управленческим решением, содержащим целостную систему мер по обеспечению работы в режиме функционирования и развития образовательного учреждения, реализующего программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств на территории Томской области.

По результатам проверки Комитетом подготовлены и направлены во все проверенные организации предписания; установлены сроки для устранения выявленных нарушений.

9. Предложения комиссии:

В целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и Томской области об образовании в части соблюдения образовательными учреждениями и организациями, реализующими программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности, выполнения образовательных программ и качества подготовки водителей в проверенные организации направить предписания и установить сроки для представления отчетов об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой выездной (инспекционной) проверки, с приложением копий подтверждающих документов. 

Опубликовано:2015-03-28 18:39 | Обновлено:2015-03-28 18:42